"Технологическое предпринимательство"

MVP

Минимально жизнеспособный продукт
Какая
Основная причина провала стартапов?


Как не провалиться?


Минимально жизнеспособный продукт (англ. minimum viable product, MVP) — продукт, обладающий минимальными, но достаточными для удовлетворения первых потребителей функциями. Основная задача — получение обратной связи для формирования гипотез дальнейшего развития продукта
Тестовая версия товара, услуги или сервиса с минимальным набором функций (иногда даже одной), которая несет ценность для конечного потребителя.
MVP позволяет привлечь к проекту реальных пользователей в качестве проводников, которые помогут скорректировать бизнес-модель и базовые характеристики будущего продукта, наметить направления развития и спланировать дорожную карту обновлений. Положительные результаты на стадии MVP дают зеленый свет для разработки полной версии продукта.
Показательный пример MVP — мессенджер WhatsApp, который в момент публикации в 2009 году не имел функций для отправки сообщений.

Создатели WhatsApp — Ян Кум и Брайан Эктон исходили из простой идеи — создать мобильную телефонную книгу, которая бы показывала статус контакта: доступен, занят, на совещании, за рулем, в спортзале и так далее. Когда пользователи указывали статус, их контакты получали всплывающее уведомление.

Вскоре Кум и Эктон заметили, что пользователи стали использовать статусы для общения. Ухватившись за эту идею, они выпустили новую версию WhatsApp, в которой было больше функций, связанных с отправкой сообщений. В результате небольшая пользовательская база в считанные дни выросла до 250 000 человек, доказав, что разработчики на верном пути.

Виды MVP
Есть много разных подходов к созданию минимально жизнеспособного продукта, но на практике чаще всего используют некоторые из них
Продукт с единственным параметром
Наиболее распространенный вариант создания MVP уже был описан на примере WhatsApp. Это приложение или программа, выполняющие одну-две функции, которые необходимы для проверки жизнеспособности вашей идеи. Если основная функциональность приложения неинтересна пользователям, то продолжать вкладывать в разработку силы, время и ресурсы бессмысленно.
MVP Флинстоуна (Волшебник из страны ОЗ)
Этот подход предусматривает имитирование наличия функционала, хотя на самом деле технически он никак не реализован. MVP нацелен на проверку гипотезы, доказательство жизнеспособности выбранной модели развития бизнеса.

Изначально у этого подхода было много критиков, мол, как можно что-то проверить, если ничего нет? Состоятельность метода доказал Ник Свинмерн — основатель интернет-магазина Zappos, стоимость которого в 2015 году «пробила» отметку в $2 миллиарда.

Он сделал сайт и опубликовал фото разных моделей обуви. Получил заказ, пошел в магазин, приобрел нужную пару и отправил покупателю. Так он проверил жизнеспособность идеи продаж обуви через интернет, при этом изначально он не тратил деньги на аренду склада и закупку продукции, а лишь имитировал их наличие.
Консьерж MVP
Эта методология больше подходит для онлайн-сервисов, конечная цель которых — автоматизировать решение проблем целевой аудитории. На начальных этапах реализации продукта услуга оказывается вручную.

Часто консьерж MVP помогает в генерации новых идей, которые впоследствии делают конечный продукт лучше.

Эту модель в конце 90-х годов использовал Чак Темплтон — основатель сервиса по онлайн-бронированию ресторанов, билетов и многого другого. Он не стал сразу вкладывать сотни тысяч долларов в техническую реализацию сервиса, а бронировал для других людей столики в ресторанах вручную. Так он проверил жизнеспособность идеи, понял, кто, сколько и за что готов платить и познакомился с целевой аудиторией.
Разрозненный MVP
Идея разрозненного MVP — донести ценность использования существующих инструментов вместо создания уникального решения. Прототип продукта выглядит как комплексный продукт. Вы можете использовать простое программное обеспечение, собрать все воедино и добавить необходимую функциональность после получения обратной связи.

Groupon — отличный пример разрозненного MVP. Его основатель Andrew Mason запустил сайт на WordPress, где вручную размещал изображения еды каждый день. Он генерировал предложения в виде PDF-документов, используя AppleScript, и отправлял их по электронной почте через Apple Mail. Так он подтвердил гипотезу Groupon.
Визуализация идеи
Самый простой тип MVP — это визуализация идеи. В большинстве случаев, для этого типа MVP вам даже не нужно ничего разрабатывать, поэтому его часто называют «MVP без кода». Его цель — визуально продемонстрировать, как ваш продукт будет работать. Это можно сделать с помощью текста, картинок и видео.
Есть несколько способов создать такой MVP: от лендингов до демо-роликов, выбирайте на свой вкус. Здесь важен не формат, а то, как хорошо визуализированы возможности вашего будущего продукта и его доступность для целевой аудитории.
Пошаговый план
построения MVP
Обозначьте проблему, которую хотите решить
Первое, что нужно сделать, — сформулировать цель продукта. Ответьте на вопрос: «Для чего нужен этот продукт?». Переходите к следующему шагу, как только четко изложите в нескольких словах ценность продукта. Например, если вы хотите открыть сервис доставки еды, проблема, которую вы хотите решить, может звучать так: «Обеспечить пользователям получение еды из местных ресторанов навынос».
Шаг 1
Определите целевую аудиторию и сузьте ее
Сфокусируйтесь на определенной целевой аудитории.
Составьте портрет клиента, который обязательно купит продукт. Опишите его пол, возраст, социальное положение, уровень дохода, потребности, привычки, используемую им технику, распространенные проблемы, предпочтения в отдыхе и т.п.
Шаг 2
Проанализируйте конкурентов
Не переоценивайте эксклюзивность своего продукта, особенно если заранее знаете о других компаниях в отрасли. Проанализируйте конкурентов. Выясните их сильные и слабые стороны, чтобы определить функциональность своего будущего продукта. Составьте классификацию конкурентов на основе того, как они конкурируют за долю на рынке.
Шаг 3
Определите карту путей пользователя
Простой блиц для определения удобства продукта: если вы сами не понимаете, что надо делать с вашим сервисом (продуктом, услугой и т.п.), то потребитель разобраться точно не сможет!

Чтобы избежать такого недоразумения, на этом этапе создания минимально жизнеспособного продукта составляют карту пути пользователя — что делает пользователь при взаимодействии с продуктом. Вы должны понимать, какие у аудитории требования к контенту, дизайну, интерфейсу.
Шаг 4
Составьте список функций с градацией по приоритету
Каким бы масштабным ни был задуманный проект, для MVP необходимо перечислить и приоритезировать его функции. При создании Minimum Viable Product предпочтение отдается тем из них, что непосредственно связаны с основной целью будущего продукта.
Введение дополнительных возможностей в прототип только запутает пользователей и снизит достоверность результатов исследования бизнес-идеи. Их можно добавлять уже после развертывания MVP, сбора и анализа первичной обратной связи.
Шаг 5
Выберите подходящую методологию и разработайте MVP

Определив объем, порядок и направление работ, можно приступить к разработке минимального жизнеспособного продукта.
От того, как именно будет построен процесс разработки, во многом зависит результат. Для MVP принципиально важно использовать один из итеративных подходов к разработке. Lean, Scrum, Kanban, экстремальное программирование — все они позволяют наладить регулярный выпуск обновлений, совершенствовать продукт «на ходу», по мере поступления обратной связи. Выбор конкретной методологии зависит от предпочтений команды разработчиков и особенностей конкретного проекта.
Шаг 6
Протестируйте продукт

Минимально жизнеспособному продукту требуется регулярное тестирование на всем протяжении разработки. Альфа-тестирование проводится внутри команды силами тестировщиков, но для бета-тестирования потребуется помощь посторонних.
Основной задачей тестирования будет техническое совершенствование MVP. Перед выпуском продукт должен работать без ошибок, чтобы проблемы технического характера не помешали пользователям оценить его функциональность.

Шаг 7
Примеры MVP
некоторых успешных стартапов
Dropbox
это один из лучших примеров успеха простой визуализации идеи. В самом начале, создатели Dropbox сняли демо-ролик о своем продукте и он завирусился — это позволило им создать один из крупнейших облачных сервисов в мире.

Spotify
Spotify прошел несколько этапов разработки MVP продукта. Сначала это была просто идея, описанная на лендинге. Следующим шагом было создание MLP — приложение предоставило пользователям уникальный опыт.
Airbnb
до того, как приложение стало известным на весь мир, функцию находить и бронировать жилье для пользователей выполняли люди. Это был идеальный пример MVP «Консьерж», и только благодаря успеху первой версии продукта стало возможным автоматизировать процессы.
Uber
MVP Uber’а был доступен только на Apple и в нем были две основные функции — установление связи между водителем и пассажиром и возможность безналичной оплаты. После успеха концепции в Сан-Франциско компания смогла расшириться на другие города и другие платформы.
Перекличка
Обратная связь